УТВЕРЖДЕНО
Приказ УЗ «ВОЭД»
от 29.12.2022 №187
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оказания платных медицинских услуг
в учреждении здравоохранения «Витебский областной
эндокринологический диспансер» на 2023 год
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящее Положение о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь, оказания медицинской помощи (медицинских услуг) иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – Положение) разработано на основании законодательных актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, в целях упорядочения оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь, оказания медицинской помощи (медицинских услуг) иностранным гражданам и лицам без гражданства и определяет порядок оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в учреждении здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер».
2. Учреждение здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» является юридическим лицом, имеет печать и счета в дирекции ОАО «Белинвестбанк» по Витебской области.
3. Целью учреждения здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» является оказание квалифицированной медицинской помощи населению области.
4. Платные медицинские услуги, оказываемые гражданам Республики Беларусь и иностранным гражданам, осуществляются на основании договоров возмездного оказания медицинских услуг.
5. Платные медицинские услуги оказываются штатными работниками, содержащимися за счет внебюджетных средств или штатными работниками, содержащимися за счёт бюджетных средств, в случае отсутствия возможности введения дополнительных штатных должностей за счет внебюджетных средств, на общих площадях диспансера.
6. Установление, применение и регулирование тарифов на платные медицинские услуги осуществляется в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 №14 «О регулировании тарифов на платные медицинские услуги» (с изменениями и дополнениями).
7. Регулирование тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, осуществляется по перечню платных медицинских услуг, утвержденному постановлением Совета Министров от 17.01.2014 №35 (с изменениями и дополнениями).
8. Платные медицинские услуги в учреждении оказываются согласно утвержденному главным врачом перечню платных медицинских услуг на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 №182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (с изменениями и дополнениями).
9. В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 №2435-ХII «О здравоохранении» медицинские услуги сверх установленного государством гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи являются дополнительными и оказываются гражданам Республики Беларусь на платной основе в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 №182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (с изменениями и дополнениями).
10. Информирование граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан о перечне платных медицинских услуг, о стоимости и условиях оплаты, о режиме работы и т. д. осуществляется в регистратуре, в кассе учреждения или путём размещения на официальном сайте, посредством информационных буклетов, на стендах.
11. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 №2435-XII «О здравоохранении» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами.
12. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
13. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
14. Гражданам, которые являются лицами без гражданства и постоянно проживают в Республике Беларусь на основании вида на жительство, медицинская помощь предоставляется на тех же условиях, что и гражданам Республики Беларусь.
15. Порядок и условия обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства при въезде на территорию Республики Беларусь определяются законодательными актами. В соответствии с пунктом 236 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 (с изменениями и дополнениями) иностранные граждане, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования или договор медицинского страхования, заключенный со страховой организацией на случай оказания им медицинскими учреждениями скорой и неотложной медицинской помощи.
16. Не подлежат обязательному медицинскому страхованию (пункт 237 Положения о страховой деятельности):
— иностранные граждане, ходатайствующие о предоставлении им статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь;
— граждане государств, с которыми действуют международные договоры, регулирующие вопросы оказания бесплатной скорой и неотложной медицинской помощи;
— граждане государств – участников Содружества Независимых Государств, которым скорая и неотложная медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников Содружества Независимых Государств.Для граждан стран СНГ, временно пребывающих, временно и постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, порядок предоставления медицинской помощи определен законами Республики Беларусь, а также Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ (подписано 27 марта 1997 года).
17. Участниками данного Соглашения в настоящее время являются: Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Армения, Украина, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Грузия.
18. В соответствии с данным Соглашением (статьи 2-8) лицам, являющимся гражданами других государств Содружества, медицинская помощь оказывается: скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах — беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.
19. Порядок оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации определен Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, подписанным 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге (далее — Соглашение) и вступившим в силу с 5 марта 2008 года.
20. В соответствии с Соглашением лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, медицинская помощь оказывается:
— постоянно проживающие в Республике Беларусь на основании вида на жительство имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение (статья 3 Соглашения);
— временно проживающие и временно пребывающие имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания заболеваний опасных для окружающих. Плановая помощь данной категории осуществляется на платной основе (статья 5 Соглашения);
— временно проживающие на территории Республики Беларусь и работающие в организациях Республики Беларусь по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь, работающими в данных организациях, на получение медицинской помощи (статья 6 Соглашения).
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
21. Пациенты (или далее — Заказчики), желающие получить платную медицинскую услугу, знакомятся с порядком предоставления платных медицинских услуг, перечнем платных медицинских услуг, стоимостью, условиями предоставления услуги и оплаты, квалификацией специалистов, режимом работы учреждения здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» (далее – Исполнитель).
22. Пациент заключает договор возмездного оказания медицинских услуг в кассе учреждения с предоставлением документа, удостоверяющего личность.
23. В договоре возмездного оказания услуги, заключаемом учреждением здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» с пациентом, определяется объём и стоимость платных медицинских услуг, условия и сроки их получения, порядок расчётов, права и обязанности ответственных сторон.
24. После оформления и оплаты услуги пациент обращается к специалисту за получением медицинской помощи. По результатам оказания составляется акт оказанных услуг, выдается консультативное заключение, результаты исследований и др.
25. Оказание медицинских услуг лицам, застрахованным по договорам добровольного страхования медицинских расходов, осуществляется на основании договоров, заключенных со страховыми организациями. Застрахованные лица обращаются в кассу диспансера за направлением на медицинскую услугу, предоставляя паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность). По результатам оказания выставляется счет-фактура на оплату и составляется акт оказанных услуг.
26. Оказание медицинских услуг по договорам возмездного оказания услуг с юридическими лицами осуществляется на основании заключенных договоров. Организация — заказчик направляет предварительную заявку и согласовывает время оказания услуг. По результатам оказания выставляется счет на оплату и составляется акт оказанных услуг.
27. Ответственность за надлежащее оформление договоров возмездного оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь и иностранным гражданам возлагается на старшего кассира, за оформление договоров оказания платных медицинских услуг, заключаемых с юридическими лицами – на юрисконсульта.
28. Право на подписание договоров оказания платных медицинских услуг может быть делегировано главным врачом в установленном порядке на основании доверенности. В диспансере договоры возмездного оказания услуг гражданам РБ и иностранным гражданам, обратившимся в кассу диспансера, подписывает старший кассир на основании доверенности.
29. В учреждении здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» не предусмотрена система скидок на услуги.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
30. Исполнитель обязан:
— обеспечивать своевременное и качественное оказание платных медицинских услуг в соответствии с требованиями законодательства;
— производить расчёт стоимости платных медицинских услуг, расходных материалов, используемых для оказания платных медицинских услуг;
— надлежащим образом оформлять договорные отношения;
— предоставлять информацию о перечне платных медицинских услуг, стоимости и условиях оплаты, режиме работы диспансера;
— вести статистический учет, бухгалтерский учет доходов и расходов от платных медицинских услуг;
— принимать от заказчика наличные деньги в кассу или в безналичной форме и выдавать пациенту документ, подтверждающий оплату в установленном порядке;
— обеспечить своевременное рассмотрение претензий, связанных с исполнением договора;
— проводить контроль над качеством оказания платных медицинских услуг в пределах должностных обязанностей ответственных лиц;
— своевременно выставлять счет-фактуру и предоставлять акт оказанных услуг страховым организациям и организациям, с которыми заключены договоры.
31. Исполнитель имеет право в одностороннем порядке расторгать (не заключать) договоры с пациентами, нарушающими порядок оплаты услуг или внутренний распорядок учреждения.
32. Заказчик обязан:
— своевременно оплатить медицинские услуги;
— информировать врача до оказания медицинской услуги о перенесённых заболеваниях;
— соблюдать правила внутреннего распорядка в диспансере и точно выполнять назначения врача;
— выполнять иные обязанности, предусмотренные договором и законодательством.
33. Заказчик имеет право:
— на своевременное и качественное получение услуги;
— ознакомиться с документами, подтверждающими стоимость медицинской услуги (прейскурантом), квалификацию медицинского персонала;
— получить необходимую информацию о стоимости и условиях оплаты, режиме работы учреждения;
— на возмещение вреда, в случае ненадлежащего оказания медицинской услуги;
— отказаться от получения медицинской услуги до ее оказания;
— иные права в соответствии с законодательством.
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ. КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И КАЧЕСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
34. Споры между Заказчиком и Исполнителем по исполнению договора разрешаются по соглашению сторон, при недостижении соглашения — в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
35. Качество и организация платных медицинских услуг лежит на ответственных лицах, утвержденных приказом главного врача.
36. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг, а также правильностью взимания платы с пациента осуществляют государственные органы в пределах их компетенции.
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
37. Стоимость платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, определяется в соответствии с законодательством.
38. Оплата за оказанные платные медицинские услуги осуществляется согласно утвержденному прейскуранту в кассе учреждения: наличными денежными средствами, через платежный терминал с использованием банковских пластиковых карточек либо посредством системы «Расчёт» (ЕРИП).
39. Пациент на основании договора производит 100% предоплату стоимости в белорусских рублях до момента оказания услуг. В кассе выдаётся документ об оплате в установленном законодательством порядке.
40. Страховые и другие организации на основании счёт-фактуры производят оплату за оказанные услуги путем перечисления на расчётный внебюджетный счёт диспансера. Денежные средства, поступившие от организаций, учитываются на субсчёте 154 «Расчёты с покупателями и заказчиками».
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
41. Смета доходов и расходов внебюджетных средств на предстоящий год составляется в соответствии с Инструкцией «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 №8 (с изменениями и дополнениями).
42. В соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 168 Налогового Кодекса РБ выручка от реализации услуг отражается на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа начисления в порядке, установленном законодательством. Для учета реализованной продукции (работ, услуг) предназначен субсчёт 237 «Прочие источники».
43. Формирование и использование внебюджетных средств производится на основании Положения «О порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 №641 (с изменениями и дополнениями), а также Положения «Об особенностях формирования и использования внебюджетных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг и (или) проведения клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий, в государственных учреждениях здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров РБ от 30.11.2016 №982 (с изменениями и дополнениями).
44. Платные медицинские услуги оказываются в учреждении здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» на общих площадях. Распределение косвенных расходов осуществляется путем применения пропорции (абз. 3 п. 18 Постановления Совета Министров Республики Беларусь №641 от 19.07.2013), устанавливаемой исходя из сложившегося за предыдущий финансовый год удельного веса источника доходов к общей сумме поступлений внебюджетных средств и кассовых расходов по средствам бюджета. Коэффициент восстановления применяется к фактическим расходам по бюджету.
45. Анализ хозяйственной деятельности, составление отчетов, сметы доходов и расходов внебюджетных средств, расчет финансового результата, осуществляется бухгалтерией учреждения здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер».
46. Направление и порядок использования средств, остающихся в распоряжении учреждения, осуществляется согласно Положению о порядке использования средств, остающихся в распоряжении учреждения от приносящей доходы деятельности.
КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
47. Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.03.2021 №293 «О некоторых вопросах проведения клинических исследований (испытаний) лекарственных препаратов» (приложение 6 к приказу) учреждение здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» внесен в перечень государственных организаций здравоохранения, соответствующих условиям для проведения клинических исследований (испытаний) лекарственных препаратов 2-4 фазы согласно требованиям Правил надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза. Государственная организация здравоохранения исключается из перечня, в случае установления в ходе инспектирования клинического исследования, несоответствия условий для проведения этой организацией здравоохранения клинического исследования требованиям Правил надлежащей клинической практики.
48. Основными нормативными документами при осуществлении клинических испытаний являются:
— Закон от 18.06.1993 №2435-XII «О здравоохранении» (с изменениями и дополнениями);
— постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.12.2008 №216 «О некоторых вопросах проведения клинических испытаний изделий медицинского назначения и медицинской техники» (с изменениями и дополнениями);
— постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.05.2009 №50 «О некоторых вопросах проведения клинических испытаний лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями);
— решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 №79 «Об утверждении Правил надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза»;
— постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.11.2020 №94 «О клинических исследованиях (испытаниях) лекарственных препаратов» (с изменениями и дополнениями);
— письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.09.2012 №03-3-07/841/444 «О формировании стоимости клинических испытаний»;
— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2016 №982 «Об утверждении Положения об особенностях формирования и использования внебюджетных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг и (или) проведения клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий, в государственных учреждениях здравоохранения» (с изменениями и дополнениями).
49. Комитет по этике, созданный на основании приказа главного врача учреждения здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер», в своей работе руководствуется основными международными принципами проведения клинических исследований, Положением о Комитете по этике, утвержденного приказом учреждения здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» от 16.07.2021 №84.
50. Основываясь на требованиях к формированию стоимости на проведение клинических испытаний лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, установленных письмом МЗ РБ от 11.09.2012 №03-3-07/841/444 «О формировании стоимости клинических испытаний», учреждение здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» самостоятельно формирует и утверждает стоимость на проведение клинических испытаний на медицинские товары.
51. Стоимость на проведение клинических испытаний медицинских товаров определяется на основе плановых затрат (себестоимости), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь, прибыли.
52. Плановые затраты (себестоимость) определяются исходя из принятой учетной политики, на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг), если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
53. Стоимость на проведение клинических испытаний медицинских товаров определяется на основе экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, разработанных и утвержденных руководителем государственной организации здравоохранения, если законодательством не установлен иной порядок.
54. Нормы времени, нормы расхода материалов на проведение клинических испытаний медицинских товаров, разрабатываются на основании утвержденной в установленном порядке Программы (протокола) и методики клинического испытания лекарственного средства (изделия медицинского назначения или медицинской техники) в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности и других факторов.
55. При формировании тарифов на проведение клинических испытаний медицинских товаров прибыль включается с учетом следующих норм:
— на продукцию, производимую на территории Республики Беларусь, с учетом рентабельности от 10 до 30 процентов;
— на продукцию иностранного происхождения исходя из конъюнктуры рынка, без ограничения уровня рентабельности, но не ниже 30 процентов.
56. Тарифы на проведение клинических испытаний медицинских товаров формируются без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов.
57. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие материалы, используемые для проведения клинических испытаний, оплачиваются заказчиками дополнительно согласно приложению 7 к Требованиям.
58. Плата за проведение клинического испытания медицинских товаров обосновываются соответствующими экономическими расчетами с приложением следующих документов:
— плановая калькуляция с расшифровками статей затрат согласно приложениям 1 — 3 Требований;
— нормы расхода материалов согласно приложению 4 Требований;
— нормы и нормативы трудовых затрат согласно приложению 5 Требований;
— расчет процента накладных расходов согласно приложению 6 Требований;
— стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, дополнительно оплачиваемых заказчиками согласно приложению 7 Требований.
59. Тариф на клинические испытания облагается ставкой НДС в размере 20%.
60. Перед началом клинического испытания приказом по учреждению утверждается состав исследовательского коллектива – перечень лиц, ответственных за проведение испытания, с указанием конкретных обязанностей каждого из членов.
61. Оплата труда (вознаграждение) за выполнение клинических испытаний может составлять не более 40% суммы денежных средств, поступивших за проведение испытания (письмо МЗ РБ от 26.04.2013 №03-3-11/823/459 «О проведении клинических испытаний».
62. Вознаграждение устанавливается коллективу исследователей, руководителю, а также может быть установлено сотрудникам, содействующим проведению клинических испытаний. Вопрос вознаграждения рассматривается на заседании экспертной комиссией по премированию, установлению надбавок и доплат. По результатам заседания оформляется протокол и издаётся приказ главного врача.
63. При проведении клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий, косвенные расходы, распределенные в соответствии с пунктом 18 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, не восстанавливаются и в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении государственных учреждений здравоохранения, направляются на стимулирующие выплаты работникам и развитие материально-технической базы.
64. Внебюджетные средства, полученные от проведенных клинических испытаний, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств учреждения на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов).
65. Сумма денежных средств, полученных учреждением здравоохранения «Витебский областной эндокринологический диспансер» от проведенных клинических испытаний, поступает на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств согласно заключенным договорам, сформированным тарифам, разовым калькуляциям.
66. В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь полученный доход является оборотом по реализации услуги и является объектом налогообложения налогом на прибыль, НДС.
67. По оборотам по реализации услуг создается электронный счет-фактура (ЭСЧФ), который направляется на Портал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.8 п.п.8.8 ст.131 НК)».
68. Настоящее Положение вводится в действие с 1 января 2023г.