Телемедицинское консультирование

В УЗ «Витебский областной эндокринологический диспансер» организовано телемедицинское консультирование на базе единой республиканской системы.
Координатор телемедицинского консультирования – врач-эндокринолог (заведующий лечебно-диагностическим отделением) Степанова Анна Константиновна,тел.- 33- 13-71; в ее отсутствие- врач-эндокринолог Ходасевич Елена Александровна , тел. 33-13-66.
Консультанты :
врач-эндокринолог Дорфман Инесса Кимовна, тел.-33-13-70;
врач- эндокринолог Степанова Светлана Анатольевна, тел.-33-13-66.

ПОКАЗАНИЯ для телемедицинского консультирования пациентов с эндокринной патологией (от 18 лет и старше)

1. необходимость помощи в диагностике и определении тактики лечения сахарного диабета (при недостижении целевых уровней гликированного гемоглобина); патологии щитовидной железы; редкой эндокринной патологии;
2. решение вопроса о назначении (продлении) лечения аналогами инсулина;
3. необходимость помощи в определении методов профилактики осложнений сахарного диабета;
4. определение показаний к очной консультации пациента врачом специалистом;
5. отсутствие врача-эндокринолога или достаточного клинического опыта для диагностики или лечения данного эндокринного заболевания;
6. географическая удаленность отдельных врачей-специалистов.
Перечень документов для проведения ТМК пациентам с эндокринной патологией:
1. направление с указанием данных обследований (согласно клиническим протоколам диагностики и лечения взрослого населения с заболеваниями жндокринной системы при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях), данных анамнеза заболевания;
2. выписки из стационара (при наличии);
3. протоколы инструментальных обследований в динамике за последние 3 года (МРТ, КТ, УЗИ и т.д.);
4. профиль гормонального статуса за последние 2 года;
5. для пациентов с сахарным диабетом: обязательно- профиль гликированного гемоглобина за последний год, дневник самоконтроля гликемии;
6. согласие на проведение ТМК – согласно приложению 3 к приказу МЗ РБ от 31.10.2017г. №1250 «О некоторых вопросах проведения телемедицинского консультирования в Республике Беларусь».

 

ПОРЯДОК проведения телемедицинского консультирования

1. Решение о необходимости и сроках проведения ТМК врачом-специалистом (врачами-специалистами) другого учреждения здравоохранения принимается врачебным консилиумом с участием руководителя государственной организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, или его заместителя по медицинской части и (или) заведующим структурным подразделением.
ТМК осуществляется при участии лечащего врача (специалиста), нуждающегося в ТМК, а при необходимости — заведующего отделением (заместителя главного врача по медицинской части) государственной организации здравоохранения, указанной в части первой настоящего пункта.
2. Для проведения ТМК привлекаются врачи-специалисты, имеющие по сравнению с лечащим врачом, нуждающимся в ТМК, более высокий уровень знаний (опыт работы) по оказанию медицинской помощи при заболевании (заболеваниях), выявленных у пациента.
3. При осуществлении ТМК необходимо реализовать следующие мероприятия:
• перед осуществлением ТМК лечащий врач (специалист), нуждающийся в ТМК, должен дать пациенту или его законным представителям пояснения, касающиеся необходимости или желательности проведения ТМК, а также возможностей и ограничений ТМК;
• лечащий врач (специалист) обязан получить письменное согласие пациента на проведение ТМК и отправку по телекоммуникационным каналам информации о состоянии его здоровья (письменное согласие подшивается в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) пациента;
• при проведении ТМК должны быть обеспеченны меры по защите информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4. Типовой сценарий ТМК включает:
• при необходимости проведения on-line консультирования с участием пациента – направление запроса на проведение ТМК, подписанного главным врачом или его заместителем по медицинской части организации здравоохранения, представляющей клинический случай;
• в случае off-line консультирования медицинских документов – отправку данных медицинской документации пациента на Республиканскую систему ТМК. В консультирующей организации данные изучаются координатором, который далее привлекает для их анализа нужного врача-специалиста (консультанта) для формирования консультативного заключения и рекомендаций;
• при необходимости направление запроса консультантом на представление дополнительных данных и/или организацию очной (online) ТМК в режиме видеоконференции.
5. В консультирующей организации запросы на on-line или off-line консультирование изучаются координатором, который далее привлекает к осуществлению ТМК соответствующего(их) специалиста(ов) по профилю заболевания или организует врачебный консилиум для выработки решения об установлении диагноза, определения тактики лечения и (или) другого;
6. Сроки проведения ТМК должны соответствовать Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2008 г. №224 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов) и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 34».
7. Заключения и рекомендации консультанта(ов) вносятся государственной организацией здравоохранения в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) пациента и включают в себя:
o дату и время проведения ТМК, сведения о консультанте (консультантах) с указанием фамилии, собственного имени, отчества, специальности, занимаемой должности, при наличии квалификационной категории, ученого звания, ученой степени;
o установленный или предполагаемый диагноз;
o рекомендации по дальнейшей диагностике и иные сведения;
o необходимость проведения повторной ТМК (консилиума).
8. Заключение ТМК (консилиума) является обязательным для исполнения и ответственность за его исполнение возлагается на руководителя организации, где оказывается медицинская помощь пациенту. В случае необходимости перевода пациента по заключению ТМК (консилиума) в другую организацию ответственность за организацию перевода пациента несет руководитель организации, в которой находится пациент.
9. Руководитель организации, куда переводится пациент по заключению ТМК (консилиума), обязан принять пациента и обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи.

АЛГОРИТМ телемедицинского консультирования

1. Принятие решения о проведении телемедицинского консультирования (согласно показаниям к телеконсультированию).
2. Выбор подходящего телемедицинского консультационного центра (организации здравоохранения) для проведения телеконсультирования.
3. Проведение в установленном порядке медицинского обследования пациента в соответствии с утвержденными клиническими протоколами и с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения.
3.1. Проведение дополнительных медицинских обследований согласно запросу консультанта (при необходимости).
4. Отбор информативных данных из медицинской карты пациента для последующего их включения в телемедицинскую электронную историю болезни (далее — ТЭИБ).
5. Отбор материалов для ТЭИБ производится в соответствии с пунктами 1-5.4.:
5.1.Визуализация нужна: да — пункт 6.1, нет — пункт 7;
5.2.Электрограммы нужны: да — пункт 6.3, нет — пункт 7;
5.3.Результаты цитологии нужны: да — пункт 6.4, нет — пункт 7;
5.4.Нужен только текст — пункт 7.
6. Отбор необходимых для телемедицинского консультирования визуальных материалов:
6.1.Есть оцифрованная визуализация — пункт 7;
6.2.Нет оцифрованной визуализации — пункт 6.4;
6.3.Есть часть оцифрованной визуализации — пункт 6.4;
6.4. Выбор основного метода визуализации:
• центральная нервная система — МРТ, ЯМР, КТ;
• сердечно-сосудистая система — УЗИ, ангиография, рентген;
• опорно-двигательная система, конечности — рентген, КТ, MPT, 3D-томография, цифровое фото;
• органы грудной полости — КТ, МРТ, рентген, эндоскопия;
• органы брюшной полости — эндоскопия, КТ, УЗИ, контрастный рентген, МРТ;
• кожа и слизистые оболочки — цифровое фото;
• мочеполовая система — УЗИ, эндоскопия, КТ, МРТ, контрастный рентген;
• материал биопсии — цифровое фото микропрепаратов.
6.4.1.Выбор способа сохранения визуализации:
o основной метод — МРТ, ЯМР, КТ, ЗБ-томография, цифровой рентген -подпункт 6.5.1.;
o основной метод — рентген (пленочный), эндоскопия, цифровое фото, УЗИ, ангиография — подпункт 6.5.2.;
o нет технической возможности предоставить файл — подпункт 6.5.3.
6.5.Выбор способа передачи визуализации:
6.5.1.в виде файлов DICOM;
6.5.2.в виде графических файлов (с предварительным сканированием и оцифровкой при необходимости);
6.5.3.в виде текстового описания, заключения специалиста.
6.6.Выбор способа передачи электрограмм (ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ):
6.6.1.в виде специального файла (если на стороне консультанта есть программные средства для его чтения);
6.6.2.в виде графического файла (например, отсканированная кардиограмма);
6.6.3. в виде текстового описания, заключения специалиста.
6.7. Выбор способа передачи результатов цитологического исследования:
6.7.1. в виде графических файлов;
6.7.2. в виде текстового описания, заключения специалиста.
7. Перенос имеющейся медицинской информации в персональный компьютер, установленный в телемедицинском кабинете.
8. Оценка качества оцифрованной медицинской информации.
9. Отбор информативных визуальных материалов; если материалы не информативны, низкого качества или в недостаточном объеме, то возврат к пункту 6.
10. Формирование телемедицинской электроной истории болезни (ТЭИБ) на республиканском телемедицинском сервере с использованием программного обеспечения республиканской системы телемедицинского консультирования с приложением всех необходимых цифровых файлов (подробное описание действий абонента по формированию ТЭИБ приведено в руководстве оператора к системе):
o информация первичная — пункт 11;
o информация готовится по дополнительным вопросам консультанта – пункт 15.
11. Формулировка вопросов к удаленному консультанту.
12. Выбор телемедицинской технологии:
I вариант — по срочности ТМК:
• неотложное состояние — синхронная;
• плановое состояние — асинхронная.
II вариант — по виду информации:
• преобладает динамическая медицинская информация — синхронная;
• преобладает статическая медицинская информация — асинхронная.
13. Изучение данных пациента консультантом:
• есть дополнительные вопросы — пункт 14;
• нет дополнительных вопросов — пункт 17.
14.Направление дополнительных вопросов, запрос недостающей информации.
15. Подготовка абонентом дополнительной информации (возврат к подпункту 3.1 пункта 3).
16.Отправка консультанту блока данных с дополнительной информацией.
17.Интеллектуально-аналитическая работа консультанта, очный клинический разбор.
18.Формирование консультативного заключения и рекомендаций.
19.Принятие окончательного клинического решения абонентом (лечащим врачом).

 

Print Friendly, PDF & Email