Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» — наилучший вариант социальной модели здоровья на территориальном уровне

Вопросы здоровья и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей занимают центральное место среди 17 Целей устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН, к реализации которых присоединилась и наша страна. Устойчивое развитие мира в целом обеспечивается устойчивым развитием каждого государства в отдельности.

Неинфекционные заболевания (НИЗ): рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска (употребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровое питание и отсутствие физической активности) – растущая проблема в области обеспечения устойчивого развития современного общества.

НИЗ являются причиной 89% всех случаев смерти в стране, при этом 63% приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний; 53% населения с повышенным артериальным давлением (гипертензией) не принимают антигипертензивные препараты; 48% мужчин употребляют табак; каждый четвертый житель страдает ожирением.

Вероятность преждевременной смерти (до 70 лет) в Беларуси составляет 1 из 4 с вероятностью для мужчин более чем в два раза выше, чем для женщин.

Последствия НИЗ имеют географический градиент: среди сельского населения Беларуси более короткая продолжительность жизни и более высокие показатели преждевременной смертности, чем среди городского населения. В некоторых сельских районах средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61,3 года.

Потери человеческие неразрывно связаны с экономическими. Затраты, обусловленные НИЗ, в Беларуси оцениваются в 5,4% годового ВВП страны, а это больше, чем объем финансирования отрасли здравоохранения (4,6%).

НИЗ снижают производительность на макроэкономическом уровне, когда человек умирает преждевременно, объем продукции, который он мог бы произвести, теряется. Люди, страдающие от НИЗ, пропускают рабочие дни (временная нетрудоспособность) или имеют сниженную производительность труда во время присутствия на рабочем месте (формальное присутствие).

Потери для экономики от снижения производительности труда почти в 13 раз превышают объемы этих ассигнований. Экономические потери, обусловленные НИЗ, в странах с низким и средним уровнем дохода за период 2011-2030 гг. оцениваются более чем в 21 триллион долларов США.

НИЗ влекут серьезные экономические издержки, выходящие далеко за рамки прямых затрат на здравоохранение.

При этом здравоохранение борется с последствиями длительного сочетанного воздействия факторов риска – уже имеющимися неинфекционными заболеваниями.

А создание условий для выбора в пользу здорового образа жизни, что само собой подразумевает исключение факторов риска, — задача межведомственная.

Меры, направленные на профилактику НИЗ, относительно низкозатратны и экономически эффективны (1 рубль, вложенный в профилактику, по международным данным экономит 8-10 рублей, затраченных на лечение), а эффект от инвестирования в борьбу с НИЗ будет распространяться на общество в целом.

При этом требуется участие секторов, находящихся за пределами здравоохранения, таких как финансовый, сельскохозяйственный экономический.

Президентом нашей страны А.Г.Лукашенко в послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2019 года перед органами власти поставлены конкретные задачи, одна из которых звучит так: «Инициатива «Здоровые города и поселки» должна перерасти в масштабный государственный проект». В развитие поручений Главы государства в нашей стране в 2019 году и утвержден Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки».

Число населенных пунктов, вовлеченных в реализацию Проекта постоянно растет. И эта тенденция продолжается в рамках «дорожной карты» по расширению проекта. Если в начале пути это были преимущественно города, то сейчас пришёл черёд агрогородков и других крупных сельских населенных пунктов, что и обуславливает специфику реализации проекта на очередном этапе.

Жизнь в городе оказывает влияние на здоровье, проявляясь через природную, антропогенную и социальную среду, а также доступ к услугам и местам, содействующим здоровьесбережению.

И именно на органы местного управления и самоуправления возложена обязанность способствовать благополучию граждан и предоставлять им равный доступ к ресурсам и возможностям для сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения этой цели города могут использовать имеющееся у них влияние в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, образование, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, транспорт и спорт.

Основные инициативы ЗОЖ а рамках проекта:

  1. общегородские акции для стимулирования повышения двигательной активности населения, включая людей пожилого возраста и инвалидов;
  2. расширение доступности и увеличение посещаемости физкультурно-спортивных сооружений;
  3. создание инициативных групп по обучению формам двигательной активности;
  4. развитие велосипедного движения;
  5. стимулирование выпуска (реализации) предприятиями пищевой промышленности, торговли продукции с пониженным содержанием сахара, соли, жира, обогащенной витаминами и нутриентами;
  6. формирование у населения культуры здорового питания;
  7. последовательное внедрение современных организационно-структурных элементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в учреждениях образования;
  8. внедрение новых форм коммуникации с населением для повышения культуры и формирования мотивации к здоровому образу жизни;
  9. проведение работы по оздоровлению рабочих мест;
  10. улучшение инфраструктурного планирования населенных пунктов, в первую очередь в части регулирования движения транзитного транспорта, роста протяженности улиц с твердым покрытием, развития безбарьерной среды, дополнительного озеленения и создания и (или) обновления внутригородских и пригородных зон отдыха и другое;
  11. разработка, поддержка (поощрение) и реализация инициатив на административной территории по наиболее актуальным темам с учетом медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации с вовлечением широких слоев населения;
  12. подготовка волонтеров и создание волонтерских клубов по ЗОЖ и другим вопросам;
  13. постановка вопросов, связанных с повышением ответственности субъектов социально-экономической деятельности за улучшение здоровья населения территории;
  14. партнерство с общественными организациями.

Работа в рамках национальной сети строится на межведомственном взаимодействии для сохранения и укрепления здоровья с охватом практически всех социальных и возрастных групп населения.

 

Print Friendly, PDF & Email